Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Левый Берег
Клуб любителей Chevrolet Lacetti/Gentra/Cruze > Kлубная жизнь > Увлечения > Клуб Путешественников > Туристический справочник
tascha
Древний-древний Левый берег...
Олег Кочевых

Княжеская резиденция

Киевское Левобережье — terra incognita. Краеведы занимаются историческим ядром города. Этнографы исследуют традиционные села. А бывшие пригородные поселения, преобразившиеся в новостроечные районы городов, остаются неизученными. Между тем, в бурной истории киевского Заднепровья, словно в осколке зеркала, отражается вся восточноукраинская история.

В эпоху Древней Руси на месте современной Троещины находилась крепость Городец Песочный. Она охраняла перевоз через Днепр: тогда именно здесь проходил путь из Чернигова и Суздаля в Киев. Оттуда шел, в частности, Юрий Долгорукий, которому эта местность понравилась больше Киева. Князь построил тут свою резиденцию и называл ее Раем. Не прошло и столетия, как из княжеской резиденции монгольские военачальники Менгу и Батый в 1239…40 годах любовались Киевом и посылали в город предложения сложить оружие. Ответ киевлян (убивших монгольских послов) вызвал, как известно, катастрофические события для Киева. Но и для Городца это нашествие было фатальным — больше такое название в источниках не встречается.

В Литовскую эпоху на месте бывшего Городца находилось процветающее местечко Милославичи. Оно обслуживало охотничьи угодья литовских князей — все-таки влекло сюда правителей! Впрочем, для иных вельмож отдых на Левобережье стал роковым: князь Скиргайло, по сообщению летописей, простудился «на ловах за Днепром у Милославичей», от чего и умер. Впрочем, эта печальная история не помешала князю Симеону Олельковичу в середине XV столетия построить тут деревянный «замочок», из которого он и управлял Киевщиной. Кстати, валы этого замка до сих пор видны возле Свято-Троицкого храма села Троещина.

Слободы и свобода

При возрождении в начале XVI века киевских монастырей и церквей, они начали получать в дар и покупать левобережные лесные земли. Расположение угодий было как нельзя более удобным — прямо напротив самих монастырей, достаточно взять лодку и переплыть Днепр. Крестьян, которые соглашались поселиться и обрабатывать эти монастырские угодья, на 40 лет освобождали от оброка и повинностей. Так возникли слободы Троещина, Воскресенка, Никольская Слободка, Дарница, Осокорки и другие поселения.

А после объединения Литвы и Польши к разделу левобережных земель приобщились и польские шляхтичи. Свободное местечко Милославичи королевской грамотой было отдано пану Яну Выгуре, при этом переименовано в Выгуровщину. Характерно, что в нашу эпоху околонаучного мифотворчества можно прочитать о происхождении названия Выгуровщина от имени… козака Выгуры.

Во время восстания Богдана Хмельницкого жители левобережных сел, по указанию хроник, повсеместно ушли «козаковать». А те, кто остались, начали требовать уменьшения податей. Самыми активными оказались крестьяне панской Выгуровщины: они захватили луга и поля, на которых когда-то отрабатывали панщину, и более 70 лет самоуправно пользовались ими, ничего никому не выплачивая.

Свободолюбивые выгуровцы отказались исполнять два гетманских универсала, по которым их отдавали новому собственнику — Михайловскому Златоверхому монастырю. И даже присланная гетманом Хмельницким судебная комиссия во главе с киевским полковником не смогла ничего сделать из-за массовой вооруженности населения.

Крестьяне даже посылали царю в Москву (!) прошения вернуть им земли, «которыя шляхта поотымывали». Споры о Выгуровщине тянулись до времени Петра І. Только этот император свое подтверждение собственности Михайловского монастыря подкрепил крупной силовой акцией, положившей конец крестьянскому бунтарству.

Картошка и Сибирь

В первой половине XVIII века земли киевского Левобережья были распределены между десятью киевскими монастырями. На них «посполитые» отрабатывали четыре дня в неделю, остальные дни работали на собственных участках. Но в 1766 году указом Екатерины ІІ все монастырские поля Левого берега превратились в государственные, а «монастырские посполитые» стали «экономическими крестьянами». При этом объем панщины остался тем же, еще и добавились налоги в Коллегию экономии и повинности — солдатчина и ремонт дорог.

С начала XIX столетия Коллегия экономии уговаривала крестьян высаживать новые на то время растения: картофель и подсолнечник. От этого крестьяне из консервативных убеждений отказывались. На киевском Левобережье это вызвало такие жесткие действия, как физические наказания, рекрутирование в солдаты и ссылку.

Pеформы 1860-х годов принесли крестьянам, кроме воли и права на землю, необходимость платы за все это. За свои малоплодородные земли местные жители должны были выплачивать 4 рубля золотом в месяц при среднем доходе 10…20 рублей. Неудивительно, что предприимчивость жителей пригородной зоны заставляла их менять традиционное земледелие на кустарный промысел — конъюнктуру диктовала близость Киева с его рынками и ярмарками. Особенно прибыльными оказались «кошикарство» (плетение корзин и мебели из лозы, которой в деснянских плавнях предостаточно), а также трактирно-гостиничное и извозчичье обслуживание дороги «Киев-Москва».

А во время Столыпинских реформ целых 11% населения киевского Левобережья эмигрировало в Сибирь. Переселенцы соблазнились льготными налоговыми условиями — и выращивали там картофель. Тот самый, за отказ от которого их прадедов отправляли тоже в Сибирь, но насильно.

Слободка Булгаковской эпохи

В 1870-х годах во время постройки железных дорог «Курск-Киев» и «Москва-Киев» в месте их соединения возникло рабочее поселение Дарница. Поселившиеся в нем рабочие по окончании строительства получали предпринимательские льготы, пользуясь которыми, основали тут множество различных предприятий. Рядом с рабоче-ремесленным поселением быстро разрастался дачный поселок Новая Дарница, где в начале XX века отдыхали многие киевские знаменитости. В частности, под первыми стихами Анны Ахматовой стоит место написания: Дарница.

Через Никольскую Слободку проходило большинство военно-революционных событий 1917…20 годов, связанных с Киевом. Неудивительно, что в булгаковской «Белой Гвардии» топоним «Слободка» — едва ли не самый употребительный после сакрального «Город»). Краткий итог той эпохи: десятилетие войн и продразверсток унесло жизни 28% местного населения.

Перед коллективизацией почти все местное крестьянство состояло из «твердых середняков». Потому раскулачивание и коллективизация тут затянулись до 1935 года и стоили свободы 3% крестьян. Столько же забрал и голодомор. Но к чести колхозного руководства, оно «выбило» у киевских властей масштабную кампанию — используя силы киевской молодежи путем «комсомольских путевок», села Левобережья электрифицировали, заасфальтировали дороги, организовали пункты Красного Креста, наладили автобусное сообщение с Киевом. Но одновременно та же молодежь разрушала храмы — например, в Выгуровщине была уничтожена уникальная деревянная церковь 1708 года постройки. На месте этой церкви и кладбища при ней теперь шумит рынок «Троещина».

Поглощение Киевом


А соседний поселок Дарница в то же время быстро превращалась в огромный промышленный район; там соорудили более десяти сверхмощных предприятий. А в Быковнянский лес за этими заводами грузовики НКВД вывозили тела десятков тысяч казненных сограждан.

Во время второй мировой войны в лесах и плавнях близ Троещины базировалась целая партизанская армия, терроризировавшая немецкие формирования в Киеве. Из-за этого немцы полностью сожгли все окрестные села, а их жителей частично вывезли в Германию. После войны здесь осталось меньше 30% довоенного населения.

Ровно полвека назад на киевском Левобережье началась постройка современных жилых массивов, не только в Дарнице, но и на месте ликвидированных сел Никольская Слободка и Воскресенка. В то же время оставшиеся крестьянскими селами Выгуровщина, Троещина, Осокорки и Позняки — стремительно приходили в упадок. Молодежь на 90% «уплывала» в город; алкоголизм перерастал в пандемию; поддерживание планово-убыточных колхозов обходилось государству в 14 тысяч рублей ежегодно. В конце 1970-х эти села наконец признаны нерентабельными, ликвидированы, а их остатки для защиты от наводнений перекрыты многометровым слоем намывного песка. На этом месте сооружаются новые жилые массивы с внешней «суперграфикой» (цветовым ансамблем фасадов).

Древнерусская крепость, литовское местечко, монастырские слободы, казацкая воля, крепостная неволя, центр предприимчивости, лихолетье и военная разруха — киевское Левобережье с честью прошло сквозь все этапы нелегкой нашей истории. А самым символичным и самым грустным является то, что ныне эта пришедшая в упадок сельская местность поглощена городом Киевом.

оригинал http://otrok-ua.ru/sections/art/show/drevn...evyi_bereg.html
PXI
Цитата(tascha @ 24.12.2008, 13:57) *
Древний-древний Левый берег...
Олег Кочевых

Княжеская резиденция

оригинал http://otrok-ua.ru/sections/art/show/drevn...evyi_bereg.html



До сих про не могу выяснить, откуда есть пошло название улицы, на которой ныне обитаю - УРЛОВСКАЯ. Тоже левобережье..
tascha
Цитата(PXI @ 24.12.2008, 15:17) *
До сих про не могу выяснить, откуда есть пошло название улицы, на которой ныне обитаю - УРЛОВСКАЯ. Тоже левобережье..

не, Оля, я не историк и авторство не моё - просто любопытная и люблю всё древнее(архитектуру в том числе), цикаво мени biggrin.gif , попробую узнать, но не обещаю smile.gif
tascha
Цитата(PXI @ 24.12.2008, 15:17) *
До сих про не могу выяснить, откуда есть пошло название улицы, на которой ныне обитаю - УРЛОВСКАЯ. Тоже левобережье..

Оля, нашла wink.gif ровно 5 минут smile.gif
кстати, спасибо, нашла интересную читалку для себя по дороге smile.gif

"Уривок з творчої роботи моєї дитини (5-й клас):
Я живу на вулиці Урлівській. Ця назва належить до досить небагатьох назв вулиць у Києві, які є історичними. Загалом інформації про назву цієї вулиці дуже мало. Але мені вдалося знайти деякі дані.
Геодезист та історик, співавтор «Короткого топонімічного довідника» про Київ, одна з укладачів історичного довідника «Вулиці Києва» Лідія Пономаренко, надає наступну інформацію про це.
Під час забудови масиву Позняки вченими було віднайдено старовинні плани Києва 18 століття, де, зокрема, були три оригінальні назви – Княжий затон, Срібний кіл і Урлів-град. На плані назвою «Урлів-град» позначався піщаний вал (піщана коса). Всі вчені – історики погодилися, що це цікавий топнім і другого такого в світі немає. Таким чином з’явилися на Позняках такі вулиці як Княжий Затон, Срібнокільська та Урлівська.
Вулиця Урлівська знаходиться в Дарницькому районі Києва. Пролягає від Княжого Затону до кінця забудови. Запроектована під назвою вулиця Житлова. Сучасна назва з 2 лютого 1993 року.
Вулиця Урлівська знаходиться на місці стародавнього поселення – Осокорки. Багато людей, які живуть на цій вулиці, не знають про історичні корені нового району. Як повідомляють літописи, село Осокорки у 1070 році було подаровано Видубецькому монастирю великим князем Всеволодом Ярославовичем.
Топонім «Осокорки» не потребує коментарів, адже осокори – це дуже високі дерева."
оригинал http://forumkiev.com/t3982/

оригинал оригинала biggrin.gif та статья, которая меня заинтересовала http://www.journ.univ.kiev.ua/nauka/naukova_stor/konf1.pdf
" На щастя, нам удалося поновити на карті Києва низку стародавніх топонімів. Так, під час забудови масиву Позняки нами було віднайдено старовинні плани Києва 18 ст., де, зокрема, були три оригінальні назви – Княжий затон, Срібний кіл і Урлів-град (на плані цим найменуванням позначено піщану косу). Хоча походження останньої назви було важко встановити достеменно, всі члени комісії погодилися, що топнім цей цікавий, другого такого у світі немає, і таким чином з’явилися на Позняках вулиці Княжий Затон, Срібнокільська та Урлівська."
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.